Как модель technology push помогает созданию инновационных продуктов

05.05.2023

Очередная встреча Межведомственной коммуникационной площадки по инновационному развитию НАТТ «Практики коммерциализации портфеля технологий» была посвящена модели technology push (то есть подходу к созданию инновационных продуктов «от технологий/наработок», имеющихся у команд разработчиков).
Владимир Антонец, советник по науке исполнительного директора НАТТ, обратил внимание слушателей на различие между разработкой продуктов и разработкой научно-технических решений и предостерег от распространенной ошибки – стремления в первую очередь получить патент. «Получать патенты, до того, как вы поняли, какие продукты вы станете производить на их основе, просто нецелесообразно», - поделился опытом эксперт. А при создании продуктов важно осуществить конвертацию технических параметров в ценностное предложение для клиентов. Это лучше всего сделать по цепочке  «технические отличия – технологическое превосходство – выгода». В ней технические отличия объективно характеризуют продукт (что он из себя представляет, как он сделан, как он работает), технологическое превосходство - это объективные технологические преимущества, а выгода - это субъективно воспринимаемые положительные последствия технологических преимуществ для клиента. Признаваемая потребителями польза от нового продукта становится его конкурентным преимуществом. 
Алексей Филимонов, исполнительный директор НАТТ, в своем докладе отметил, что бизнес-прорывы нередко являются следствием кросс-отраслевого взаимодействия, развития партнерских сообществ и экосистемы с целью расширения «корпоративного кругозора». При этом новые рынки, отрасли и продукты могут возникать как результат рекомбинации существующих технологических решений. «Инновационный процесс – это процесс соединения в новых комбинациях технологий, их разработчиков, областей их применения и построение связей и сообществ между и вокруг этих комбинаций», - сказал руководитель НАТТ. Также Алексей Филимонов подробно рассказал о том,  как  методики TPRL и Quicklook помогают выявить научные результаты и технологии с наибольшим потенциалом коммерциализуемости, подчеркнув возрастающую роль в этом процессе сообщества техноброкеров, сформированного вокруг таких ассоциаций, как НАТТ и АБИТ.
Об «упаковке» проектных идей на примере программы развития внутреннего предпринимательства «Вектор» в корпорации Ростех рассказал Андрей Батрименко, директор центра развития новых продуктов  Академии Ростеха. Программа выстраивается не по традиционной модели поиска «перспективных» проектов, а вокруг конкретных высокопотенциальных сотрудников с проектными идеями. Спикер акцентировал внимание на важности одного из этапов жизненного цикла продукта – тестировании минимальной версии продукта. Именно после реального тестирования может произойти существенное изменение модели развития, откроются новые горизонты. Например, разработчики промышленного экзоскелетного комплекса для многократного повышения производительности работника, занятого физическим трудом, в результате тестирования пришли к выводу, что необходимо так доработать экзоскелет, чтобы в нем можно было передвигаться на автомобиле. 
Опытом technology push портфеля проектов университета поделился Борис Новиков, директор Центра трансфера технологий СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Поиску перспективных направлений и свободных рыночных ниш способствуют технологический аудит и рейтингование проектов. Выявить потенциально интересные вузу технологические запросы корпораций помогают различные электронные площадки коммерциализации, среди которых и цифровая платформа НАТТ «Национальное окно открытых инноваций». СПбГЭТУ «ЛЭТИ» является одним из самых активных её участников. В качестве примера успешной реализации модели technology push спикер привёл систему микрофокусной рентгенографии для высокоточной экспресс-диагностики. 
Наталья Зеленкина, аналитик Проектного офиса Федерального института промышленной собственности, рассказала о том, как в коммерциализации разработок помогает современная патентная аналитика.
Участники дискуссии пришли к выводу, что  и модель market pull («от рынка»),  и модель technology push способствуют появлению новых коммерчески успешных технологических компаний, предлагающих востребованные рынком инновационные продукты. 

Подпишитесь на рассылку

Будьте в курсе новостей трансфера технологий, тематических мероприятий и событий на цифровой платформе НАТТ «Национальное окно открытых инноваций»!