Как современные технологии придут на помощь арктическому судоходству благодаря конкурсу АРКТЕК

22.05.2023

17 мая и 18 мая состоялись вебинары с  видеопрезентациями  технологических задач от компаний  «Совкомфлот» и «Новатэк» для участников конкурса «АРКТЕК Инжиниринг». 
Советник генерального директора «Совкомфлота» Александр Андреев рассказал о том, как современные технологии помогут решать задачи судоходства в Арктике.
Так, для обеспечения безопасного и экономически эффективного судоходства необходим анализ прочностных характеристик морского льда. Это подразумевает создание новых методик и технических средств мониторинга основных физико-механических свойств морского льда в Северном Ледовитом океане, определяющих его прочность, а так же внедрение информационных технологий, формирование и ведение государственных информационных ресурсов в этой области и т.д. 
Для  определения предельной нагрузки льда на корпус судна нужен инструмент для расчета безопасной скорости при входе и следовании во льдах. Разработанная программа обеспечит информацией о ледовом давлении на корпус судов, а также о напряжениях, возникающих в результате ледовых нагрузок. Эти напряжения будут сравниваться с допустимыми, и результаты отобразятся на дисплее навигационного мостика, графически показывающем процент загруженности критических участков. Система оповестит, какая скорость является безопасной в данных ледовых условиях, показывая запас прочности конструкции.
Не менее важной «Совкомфлот» считает задачу определения механизма дрейфа льда в Арктике, так как движение ледяного покрова определяет условия судоходства и другой̆ деятельности человека в Северном Ледовитом океане. Градиенты скорости дрейфа отражают процессы торосообразования, сжатия и разрежения, появления разрывов, полыней̆, трещин, раскалывание ледяных полей̆ и т.д.  У компании уже есть успешный опыт мониторинга дрейфа льда. В 2021 г. в морях восточной части Северного Ледовитого океана силами ПАО «Совкомфлот» для определения скорости и направления генерального дрейфа ледяного покрова на ледяные поля были выставлены 5 радиомаяков для передачи собственных координат в режиме, близком к реальному времени. Поэтому оборудование для решения этой технологической задачи должно обеспечивать параметры не ниже достигнутых ранее в рамках пилотного проекта. Кроме того, необходимо, чтобы радиомаяки (весом не более 1 кг) могли устанавливаться с БПЛА на ледяные образования любого типа, даже на айсберги, и работать автономно не менее 10 месяцев.
Среди других технологических потребностей -  организация лоцманской проводки в портах разной инфраструктуры с помощью дронов, подключение средств ИТ и телекоммуникаций для безопасного судовождения во льдах, использование «цифровых двойников» судов, элементов Е-навигации. Все эти разработки помогут в  решении стратегических задач развития Арктической зоны РФ. 
«Мы стоим на пороге круглогодичной навигации по Северному морскому пути, в 2024 г. планируется довести объем перевозок по нему до 80 млн тонн. Этих целей можно достичь в том числе благодаря привлечению участников конкурса «АРКТЕК Инжиниринг», готовых решать прикладные задачи  арктического судоходства», - отметил Александр Андреев.
В свою очередь заместитель директора департамента по эксплуатации флота ПАО "Новатэк" Максим Соколов представил ряд технологических задач, которые планируется решить для обеспечения своевременного движения танкеров-газозовозов в восточном направлении Северного морского пути (СМП).
По его словам, в 2024 году компания "Новатэк" планирует запустить в работу проект "Арктик СПГ 2", который уникален тем, что подразумевает круглогодичную доставку грузов по СМП в восточном направлении на Камчатку с прибытием газовозов точно в срок в рамках контрактных обязательств. Необходимость соблюдения расписания движения судов вызывает появление ряда задач, к решению которых приглашаются участники конкурса "Арктек Инжиниринг".
Первая задача от "Новатэка" предполагает разработку инструмента оптимизации движения газовозов по трассе СМП. Требуется разработать информационную логистическую модель, которая будет учитывать текущую и прогнозную ледовую обстановку, местоположение ледоколов и различную тактику их использования, местоположение других судов и возможности совместного (караванного) плавания, а также определять очередность проводки судов в зависимости от коммерческого расписания.
Вторая задача предусматривает разработку технологии маркировки айсбергов для последующего обнаружения судоводителями. В результате разработки технологии судоводители должны получать информацию в реальном времени о месте расположения, скорости и траектории движения айсбергов при осуществлении ледового плавания в акватории СМП, в том числе в условиях ограниченной видимости.
Третья задача заключается в разработке аппаратно-программного комплекса (АПК) автоматизированной системы сбора характеристик морского льда и состояния ледяного покрова для валидации ледовых спутниковых карт. Также АПК должен позволять составлять оперативные прогнозы ледовой обстановки в районах активного судоходства.
«Задачи, которые мы решаем, – это не учебные задачи. Нам интересно услышать все предложения и решения, – рассказал Максим Соколов. – Арктика преподносит сюрпризы. Есть месяцы, когда наши газовозы никогда не были на трассе. Расчеты показывают, что мы справимся, но применение интеллекта, знаний и оптимизации здесь крайне важно. Возможно, интеллект важнее железа».
При подготовке использованы материалы сайта sudostroenie.info
Фото: novatek.ru 

Подпишитесь на рассылку

Будьте в курсе новостей трансфера технологий, тематических мероприятий и событий на цифровой платформе НАТТ «Национальное окно открытых инноваций»!